Лина Медведева (libeartina) wrote,
Лина Медведева
libeartina

Мой родной факультет любят упрекать в том, что там готовят "не философов, а преподов". Думаю, это характерно не только для него - но и для любого философского образования. Пафос "учительства" как бы первородный грех самого генерирования философских текстов. То есть даже не так. Пафос "учительства" приводит к тому, что порождается не философский текст, а текст о философии. Конечно, текст о философии может быть годным и качественным, но это не сделает из него философский текст.
Какой же пафос может стать альтернативой "учительства"? Пафос ремесленника, создавания нового знания? Пафос натуралиста, следования мельчайшим изгибам реальности? Пафос инженера, как реконструирующего, так и конструирующего?
С ремесленничеством можно соотнести континентальную традицию, с пафосом натуралиста - аналитическую. Но под "учительством" я скорее имею ввиду нечто не входящее в рамки философских традиций - некий жест "омертвления" материала во имя его передачи грядущим поколениям, создание гербария, препарата. Можно было бы обвинить в этом пафосе Сократа, но я же не Ницще. Скорее это побочный эффект мировоззренческого значения философии - и поэтому тем более этот пафос нуждается в перестраивании, настройке в другом ключе - менее гуманистическом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments